
 

 

Дилма Руссефф и политический кризис в Бразилии в отражении 

бразильской прессы 

 

Филаткина Г. С.  

Кандидат филологических наук 

Кафедра зарубежной журналистики и литературы  

Факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова  

E-mail: ojos-oscuros@yandex.ru 

Аннотация  

В докладе проводится анализ освещения политического кризиса в Бразилии ведущими 

бразильскими изданиями – газетами Globo, Folha de S.Paulo, Estado de S.Paulo и 

еженедельником Veja. Автор рассматривает взаимосвязь медиа и политики в Бразилии в 

исторической перспективе, прослеживает причины зарождения и ход протекания кризиса до 

временного отстранения президента Дилмы Руссефф от должности, делает выводы об 

особенностях освещения кризиса четырьмя изданиями. Отдельное внимание уделяется 

репрезентации образа президента Руссефф в бразильской прессе, а также оценкам, которые 

дают крупнейшие издания Бразилии событиям политической жизни страны в период 

коррупционного скандала. 

Ключевые слова: политический кризис; импичмент; Бразилия; пресса; коррупция; освещение 

в СМИ. 

 

Бразилия – самое крупное государство Южной Америки – играет важную 

политическую и экономическую роль на международной арене. Около десяти лет назад 

страна переживала бурный расцвет своей экономики. Однако в последние два года Бразилия 

находится в глубоком политическом и экономическом кризисе, пожалуй, самом остром за 

последние десятилетия. По стране проходят миллионные антиправительственные 

демонстрации. И все это за несколько месяцев до главного спортивного мероприятия – 

Летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.  

Из предыстории кризиса  

Кризис начался 17 марта 2014 г., когда на первом этапе операции «Автомойка» (Lava 

Jato) по обвинению в отмывании денег, уклонении от уплаты налогов и других 

преступлениях были арестованы 24 человека. Спустя три дня правоохранительные органы 

взяли под стражу нескольких высокопоставленных сотрудников крупнейшей в Бразилии 



 

 

нефтяной компании Petrobras. Это случилось за несколько месяцев до президентских 

выборов, на которых с небольшим перевесом победу одержала действующий президент 

Дилма Руссефф. Противники президента считают, что она была в курсе того, что 

происходило в компании, поскольку в 2003-2010 гг. Руссефф занимала пост председателя 

совета директоров Petrobras, и, следовательно, должна нести ответственность за 

происходящее. Второй важной составляющей назревшего кризиса стало обвинение 

президента в нарушении налогового законодательства и финансовых махинациях с 

госсредствами в ходе еѐ избирательной кампании в 2014 г.  

Ситуацию усугубил и сильнейший экономический кризис. Уровень жизни в стране и 

главные экономические показатели резко снижаются. Так, например, ВВП Бразилии в 2015 

г., даже по официальным данным, снизился на 3,8%. В 2016 г. ожидается падение на 3,5%. 

Курс бразильского реала по отношению к доллару США в 2015 г. снизился почти на 50%.  

Все это привело к тому, что в декабре 2015 г. по требованию оппозиционных партий 

парламент запустил процедуру импичмента против первой в истории Бразилии женщины-

президента. Спустя пять месяцев, 12 мая 2016 г., Сенат Бразилии большинством голосов 

принял решение о продолжении процедуры импичмента президента, временно отстранив ее 

от исполнения обязанностей на 180 дней до принятия окончательного решения. До этого 

срока обязанности главы государства должен исполнять вице-президент Бразилии, главный 

политический противник Руссефф Мишел Темер, который, однако, также обвиняется в 

коррупционных махинациях.  

Стоит отметить, что уже после запуска процедуры импичмента в коррупционных 

махинациях был обвинен и экс-президент Бразилии, политический наставник Дилмы и ее 

соратник по «Партии трудящихся» Луис Инасиу Лула да Силва. Чтобы защитить его от 

уголовного преследования, 16 марта 2016 г. Руссефф решила назначить его главной своей 

администрации. Однако это решение заблокировали судьи Верховного суда Бразилии, а 

Руссефф подверглась еще большим нападкам со стороны оппозиции и потеряла часть 

поддерживавшего ее ранее электората. Ее рейтинг среди бразильских граждан снизился до 

критических 10%.  

Медиа и политика в Бразилии  

Роль крупных медиакомпаний всегда была чрезвычайно велика в 

латиноамериканском обществе, а владельцы этих компаний играли важную роль в 

политической жизни своих стран. В Бразилии в период военных диктатур (1964-1985 гг.) 

крупнейшие СМИ страны поддерживали действующий режим, передавая политикам 

радиовещательные станции в качестве платы за «правильное» голосование. До сих пор в 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82


 

 

советы директоров многих радиостанций медийных сообществ входят местные политики, 

или члены их семей, или люди, оказывающие политикам финансовую поддержку.  

В истории Бразилии до правления Дилмы Руссефф уже были случаи отставок 

президентов, большую роль в которых играли национальные СМИ. Так, например, в 1992 г. 

импичментом закончилось правление Фернанду Колора ди Мелу, который был замешан в 

коррупции, факты которой расследовал крупнейший бразильский политический 

еженедельник Veja («Вейжа» – «Смотри»). Впоследствии эта история получила название 

«бразильский уотергейт». 

Однако в последние два десятилетия, когда у власти в большинстве стран 

латиноамериканского региона находились левоориентированные правительства, ситуация, 

при которой влиятельные СМИ страны находятся в оппозиции правительству, стала 

довольно типичной для Латинской Америки в целом и для Бразилии в частности.  

Большинство ведущих СМИ Бразилии, принадлежащих влиятельным в стране семьям, 

уверенно встали на сторону оппозиции по отношению к действующему президенту, 

поддерживая лозунги оппонентов Руссефф о ее причастности к коррупционным махинациям. 

Единым фронтом против президента Бразилии встали СМИ четырех крупнейших 

медиакорпораций и холдингов страны – Grupo Globo, Grupo Abril, Grupo Folha, Grupo 

Estado.  

Политический кризис в Бразилии в национальной прессе   

Для того чтобы проанализировать развитие политического кризиса и образ Дилмы 

Руссефф в бразильской печати, мы рассмотрели 300 публикаций, вышедших в период с 

марта 2014 по май 2016 гг. в онлайн-версиях четырех ведущих бразильских изданий (по 75 

публикаций в каждом). В качестве эмпирической базы были выбраны материалы 

бразильских газет O Globo («Глобу» – «Земной шар»), Folha de Sao Paulo («Фолья ди Сан-

Паулу» – «Страница Сан-Паулу»), Estado de Sao Paulo («Эштаду ди Сан-Паулу» – «Штат 

Сан-Паулу») и политического еженедельника Veja. Выбор эмпирической базы обусловлен 

тем, что данные издания являются одними из старейших в Бразилии и востребованных среди 

читателей, аудитория каждого из них превышает 1 млн. человек. Эти издания принадлежат 

крупнейшим в Бразилии одноименным медиахолдингам и корпорациям (Grupo Globo, Grupo 

Folha, Grupo Estado соответственно) за исключением еженедельника Veja, который 

выпускается издательским холдингом Abril. Стоит отметить, что перечисленные 

медиагруппы контролируются влиятельными в Бразилии семьями (Маринью, Фриас, 

Мескита, Чивита соответственно), которые, как и большинство крупных бизнесменов в 

стране, находятся в оппозиции Дилме Руссефф. В основу анализа был положен метод 



 

 

контент-анализа, в рамках которого мы рассматривали публикации изданий по следующим 

критериям: визуальное сопровождение (фото, видео, карикатуры, графики, инфографика), 

жанровые особенности материалов, тематический аспект (политика, экономика, судебные 

разбирательства и др.), оценка освещения деятельности президента (позитивная, 

нейтральная, негативная).  

Анализ фактической составляющей публикаций. Практически во всех 

проанализированных нами материалах присутствует один и тот же нарратив – «крестовый 

поход» против коррупции. С юридической точки зрения, правительство Руссефф обвиняется 

в совершении налогового преступления, а не коррупционного – в использовании средств 

частных банков для покрытия дефицита государственного бюджета. Данная мера является 

прерогативой парламента, применение ее правительством нарушает закон о федеральном 

бюджете. Однако правительство Дилмы Руссефф было не первым и не единственным, 

которое действовало подобным образом, – все предшествовавшие правительства Бразилии 

поступали так же. Поэтому предъявлять обвинения только ей не совсем корректно. 

Однако бразильские издания не проясняют для своих читателей данные юридические 

тонкости. Они стараются привести реальные доказательства коррупции со стороны 

президента, но публикуют лишь то, что сообщили им прокуроры и федеральная полиция. 

Стоит отметить, что за весь период исследования в анализируемых изданиях нам не 

встретилось ни одного по-настоящему расследовательского материала. В защиту 

бразильской прессы можно сказать, пожалуй, только то, что самый крупный за последние 

годы бразильский политический кризис пресса встретила ослабленной экономическим 

кризисом. Последние четыре года бразильские СМИ переживают большие финансовые 

трудности, выраженные в падении тиражей, сокращении штата сотрудников, что зачастую 

приводит к снижению качества публикуемого материала.  

Требование импичмента. Слово «импичмент» появляется в анализируемых изданиях 

не в 2014 г., с началом развития политического кризиса, а в первые месяцы 2015 г. Во 

многом это связано с тем, что в 2014 г. проходили президентские выборы и внимание прессы 

было отвлечено на это событие. И хотя за несколько дней до второго тура выборов 

еженедельник Veja опубликовал статью о коррупционном скандале под заголовком «Они 

знали всѐ», намекающий на осведомленность Дилмы Руссефф и Лулы да Силвы о коррупции 

в компании «Petrobras», тем не менее, бразильский электорат переизбрал Руссефф на второй 

срок.  

В начале 2015 г. газеты еще старались находить сбалансированный подход в 

освещении политического кризиса. Осуждая деятельность президента, газеты Folha de 



 

 

S.Paulo и O Globo одновременно подвергали жесткой критике и спикера нижней палаты 

парламента Эдуарду Кунью, который, обвиняя президента в коррупции, сам оказался 

замешанным в коррупции, более того, его имя фигурировало в «Панамских бумагах», в 

отличие от Руссефф. Folha de S.Paulo опубликовала редакционную статью, в которой 

обрушилась с критикой действий федерального судьи Серхио Моро, который начал 

расследование против бывшего президента Бразилии Лула да Силва, обвиняя его в 

коррупции и чуть ли не называя «крестным отцом мафии». 

К концу 2015 г. риторика газет изменилась. Речь шла именно о неминуемом 

импичменте, СМИ не оставляли Руссефф шансов остаться на высшем государственном 

посту. В 2015 г. в анализируемых изданиях даже прошла серия публикаций, в которых 

говорилось том, что Дилма стоит на грани самоубийства. Президент вскоре опровергла эти 

слухи. Таким образом, бразильская пресса сыграла большую роль в стимулировании 

ненависти по отношению к исполнительной власти и поляризации общества.  

Образ Дилмы Руссефф. За анализируемый период в газетах нам практически не 

встретилось публикаций, в которых деятельность Дилмы как президента оценивалась бы 

положительно. Журналисты называли ее «женщиной Лулы», «коррупционером», 

«мошенницей», обращались к ней «чао, дорогая» (пошло от обращения Лулы да Силвы к 

Дилме Руссефф во время их телефонного разговора, впоследствии обнародованном, в 

котором Дилма предлагала Луле стать главой ее администрации); термина «петистка» (от 

аббревиатуры PT – Partido dos Trabajadores – Партия трудящихся, членами которой являются 

оба политика) – превратился в уничижительный, буквально означающий коррупционера или 

политика, работающего в пользу коррупции. Заголовки O Globo гласили: «Петисты 

наворовали слишком. Их время истекло». Членов «Партии трудящихся» их оппоненты 

называли «мачистами», «сыновьями диктатуры», «путчистами».  

Если издания и публиковали высказывания президента, то в них она представлялась 

прежде всего как жертва обстоятельств. Неоднократно она заявляла, что ее «судит не суд, а 

банда воров», и все обвинения в свой адрес отвергала.  

Жанры публикаций. Стоит отметить большое разнообразие жанров и форм подачи 

материалов, освещающий коррупционный скандал в Бразилии. Среди основных жанров 

можно выделить статью (102 публикаций), новостную заметку (93), аналитический 

комментарий (31), интервью (28), лонгрид (23), инфографику (15), фоторепортаж (6) и шарж 

(2). 

Визуальное сопровождение. Почти все анализируемые нами материалы 

сопровождались фотографиями, на которых были изображены президент Дилма Руссефф и 



 

 

ее соратники (30%), экс-президент Лула да Силва (5%), вице-президент Мишел Темер (35%), 

парламент и голосование по импичменту (15%), а также митинги сторонников и 

противников президента (15%). Исключение составили публикации, написанные в жанре 

аналитического комментария, которые не сопровождались иллюстративным материалом.  

Проанализировав специфику фотографий, мы выделили несколько важных 

особенностей. Во-первых, Дилма Руссефф и Лула да Силва представляются в бразильских 

изданиях в исключительно негативном свете (с гримасами, в неловких положениях), 

фоторепортажи с митингов сторонников импичмента президента демонстрируют плакаты с 

изображенными на них карикатурами на Дилму и Лулу в довольно оскорбительной форме. 

Во-вторых, после отстранения 12 мая Руссефф от власти на 180 дней издания размещали 

преимущественно фотографии и.о. президента Мишела Темера и его сторонников, 

представляя их как единственную политическую силу, способную покончить с коррупцией в 

Бразилии. В-третьих, газеты O Globo, Folha de S.Paulo и Estado de S.Paulo размещали в 

основном фотографии с митингов оппозиции и противников Дилмы Руссефф. Редкие кадры 

с шествий сторонников президента публиковались рядом с изображениями демонстраций 

противников действующей власти на контрасте: таким образом, журналисты намеревались 

показать, что электорат Руссефф подавлен, предчувствуя исход голосования парламента по 

вопросу импичмента, что сторонников преемницы Лулы да Силвы значительно меньше, чем 

сторонников Мишела Темера.  

Особенности освещения кризиса бразильскими изданиями. Представим наиболее 

характерные для каждого из анализируемых изданий подходы к освещению политического 

кризиса в Бразилии.  

Политический еженедельник Veja (1968 г., тираж – 1,1 млн экз.) за весь период 

исследования (март 2014-май 2016 гг.) публиковал исключительно негативную информацию 

о Дилме Руссефф и ее политическом наставнике Луле да Силве, не представляя 

альтернативную точку зрения. Это достигалось за счет иллюстративного материала, 

выставлявшего политиков в негативном свете, слов и выражений с негативной коннотацией, 

характеризующих деятельность президента, заголовков, призывающих к отстранению 

Руссефф от власти. Стоит отметить, что Мишела Темера издание позиционировало как 

нового (будто бы уже избранного) президента страны. Так, например, среди своих читателей 

журнал проводил опросы, пытаясь выяснить, какие первые политические шаги Темера они 

поддержат в случае его избрания президентом страны.  

В отличие от Veja, ежедневная газета O Globo (1925 г., тираж – 320 тыс. экз.) 

представляла Дилму Руссефф как одинокого, лишенного поддержки однопартийцев и 



 

 

соратников политика, которому вряд ли удастся избежать процедуру импичмента. 

Большинство публикаций газеты отражали позицию и тех, кто выступал за импичмент, и тех, 

кто против, однако, не в пользу последних. Сравнение позиций подавалось друг напротив 

друга, чтобы на таком сопоставлении убедить читателей в том, что сторонники Дилмы 

находятся в явном меньшинстве, и исход политической борьбы очевиден.    

Тактикой ежедневной газеты Estado de S.Paulo (1875 г., тираж – 250 тыс. экз.) можно 

назвать «забегание вперед». В определенном смысле это психологическая уловка, которая 

позволяет настроить читателей на определенный результат какого-либо события. Еще до 

процедуры голосования по импичменту издание опубликовало информацию о том, сколько 

голосов в сенате должно быть отдано «за» и «против», чтобы провести процедуру 

импичмента. График, размещенный с этой публикацией, визуально убеждал читателя в том, 

что представители Сената уже проголосовали за импичмент.  

Estado de S.Paulo – единственное из четырех изданий, назвавшее текущий 

политический кризис самым серьезным и глубоким кризисом «Партии трудящихся» с 2003 г. 

При этом газета называет кризис именно партийным (partido), т.е. свойственным партии ПТ, 

а не общегосударственным. Отличительная особенность освещения кризиса данной газетой – 

ежедневная публикация заявлений федеральных политиков по импичменту Дилмы, а также 

большое количество инфографики и схем, которые были востребованы читателями, 

оставлявшими до нескольких десятков тысяч комментариев под ними.  

Ежедневная газета Folha de S.Paulo (1921 г., тираж – 363 тыс. экз.) использовала 

похожую стратегию освещения политического кризиса, что и O Globo: проводила 

параллельные сравнения митингов сторонников и противников Руссефф, публиковала 

мнения представителей «Партии трудящихся» и оппозиционных партий или коалиций, 

вышедших из ПТ, безусловно, не в пользу первых.  

Довольно примечательно издание освещало голосование Верхней палаты парламента 

за начало процедуры импичмента президента Дилмы Руссефф: сенаторов, не 

определившихся с голосом «за» или «против» Руссефф, газета, тем не менее, причисляла к 

оппозиционному лагерю. Обосновывая свой голос в пользу импичмента, подавляющее 

большинство парламентариев оставляло в стороне юридические аргументы, представленные 

в заявке, которую составили юристы. В выступлениях они ссылались на членов своих семей 

и на Бога, однако Folha de S.Paulo представляла их как триумфаторов, способных изменить 

историю Бразилии и очистить страну от коррупции.  

Оценка освещения политического кризиса. Проведенный анализ публикаций показал, 

что в начальный период кризиса (март-ноябрь 2014 г.) в освещении деятельности Дилмы 



 

 

Руссефф и начавшегося вокруг нее антикоррупционного расследования преобладала 

нейтральная оценка (35%): журналисты находились в ожидании появления разоблачающих 

фактов, поэтому старались соблюдать осторожность в оценках, приводили мнения 

политологов, которые не предсказывали однозначных вариантов развития событий. Кроме 

того, внимание СМИ было отвлечено на президентскую кампанию и выборы, прошедшие в 

октябре 2014 г. В период с декабря 2014 г. по май 2015 г. начинает преобладать негативная 

оценка в освещении усугубляющегося кризиса (50%): практически половина публикаций, 

рассмотренных за этот период, содержит определенно негативные характеристики 

президента, описывает процессы размежевания политических сил Бразилии, формирование 

антипрезидентской коалиции. Период с июня 2015 г. по май 2016 г. количество материалов с 

негативной оценкой возросло стремительно (почти 80%). Это было связано с началом 

расследования, запущенного в отношении Дилмы Руссефф, с попыткой президента оказать 

помощь своему политическому наставнику Луле да Силве и, конечно, с голосованием в 

Сенате Бразилии, который большинством голосов высказался за начало процедуры 

импичмента.  

Таким образом, в ходе проведенного анализа публикаций ведущих бразильских 

изданий за 2014-2016 гг. мы показали, какую роль сыграли печатные СМИ в развитии 

политического кризиса в Бразилии и как они поспособствовали смене политических элит в 

своей стране.  

В настоящее время специальная комиссия Сената изучает выдвинутые против Дилмы 

Руссефф обвинения. Окончательное решение об импичменте будет принято в конце августа 

текущего года – по окончании Летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.  

 

 

 


